Развитие территорий должно быть сбалансированным

Одним из главных вопросов для Казахстана, наряду со становлением государственности, формированием нового уклада и порядка, было и остается сбалансированное развитие и обустройство территорий республики.

С самого начала Независимости Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым была поставлена задача по устранению дисбаланса в развитии регионов и эффективному использованию природных и трудовых ресурсов.

В этой работе были свои немалые трудности. Ведь в начале 90-х годов минувшего века, уже на постсоветском пространстве все региональные системы жизнеобеспечения оставались обособленными и продолжали находиться в ведении местных исполнительных органов. На протяжении последних 10–15 лет эти системы функционировали разрозненно, в различных форматах, отмечалось отсутствие электронных карт регионов, в целом, информации о свободных земельных участках, местами – информации об инженерных коммуникациях. Повсеместно наблюдался слабый контроль и отсутствие мониторинга освоения выданных и принятых в эксплуатацию земельных участков. Все это в значительной мере затрудняло решение вопросов территориального управления.

Государственная политика территориального развития Казахстана стала формироваться путем построения единой взаимоувязанной системы градостроительного планирования.

Для этого впервые для суверенного Казахстана с привлечением ведущих отечественных и зарубежных научных и проектных организаций был разработан основной градостроительный документ – Генеральная схема организации территории Республики Казахстан, содержащий видение долгосрочного пространственного развития страны.

Документ послужил инструментом поддержки принятых управленческих решений по развитию территорий и обустройству республики. Он также стал базой для отбора инвестиционных проектов и их включения в Карту индустриализации.

Таким образом, с 2015 года было рассмотрено более 500 проектов на соответствие Генеральной схеме, в основе которой лежали такие принципы, как экономическая специализация, инфраструктурная обеспеченность и соответствие экологическому законодательству. При этом 59 проектов было отклонено ввиду высоких инфраструктурных затрат.

За годы реализации проектов по развитию регионов в стране изменилось многое, главное – мы стали получать информацию о каждой «ветке» коммунальных сетей, что позволяло точнее планировать и выделять бюджеты, строить и реконструировать системы жизнеобеспечения населенных пунктов, учитывая при этом каждый гектар нашей земли.

В дальнейшем, в рамках Стратегии «Казахстан-2050» была поставлена задача по развитию макрорегионов и формированию точек роста в агломерациях с центрами в городах Астане, Алматы, Актобе и Шымкенте. Для чего были разработаны межрегиональные схемы агломерационного развития (Алматинской, Шымкентской, Актюбинской и Столичной агломераций) с учетом международного опыта (по примеру проекта «Большой Париж»), адаптированного к региональным особенностям.

В развитии агломераций предусмотрены такие параметры, как концентрация экономической плотности и плотности потребления ресурсов, эффективная транспортная система, развитие инновационных производств. За счет схем агломерационного развития в настоящее время достигается синергетический эффект и взаимоувязанное функционирование всех систем жизнеобеспечения.

Ожидаемым и эффективным инструментом градостроительного планирования стала созданная нами единая цифровая система учета объектов недвижимости и инфраструктуры – государственный градостроительный кадастр как инструмент учета и мониторинга размещения объектов на территории региона.

Государственный градостроительный кадастр как один из элементов основы «Цифрового Казахстана» направлен на обеспечение госорганов, бизнеса и населения актуальной информацией об объектах недвижимости, подземной и надземной инженерной инфраструктуры.

Сегодня Автоматизированная информационная система градкадастра (АИС ГГК) содержит цифровые инженерные коммуникации на 62,8% застроенной территории страны. Приведены к единому стандарту и оцифрованы генеральные планы и планы детальной планировки населенных пунктов.

В рамках Национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций» до 2024 года запланирована 100-процентная цифровизация инженерных сетей крупных населенных пунктов.

Для обеспечения беспрепятственного доступа бизнеса к инфраструктурным данным и непрерывной актуализации базы запущен открытый контур системы градкадастра – Единый геопортал инфраструктурных данных (ЕГИД ГГК).

В текущем году Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» обозначена разработка закона о развитии агломераций и новых стандартов комплексной застройки городов с соблюдением принципа «люди к инфраструктуре». Это, прежде всего, внедрение новых стандартов в градостроительстве, института градостроительной экспертизы, online-учета и регистрации в строительной отрасли. 

Градкадастр как отраслевая учетная система градрегламентов и инфраструктуры позволит отслеживать жизненный цикл объектов строительства от момента планирования и получения разрешительной документации до ввода в эксплуатацию.

Всеми этими мерами обеспечивается эффективное планирование и мониторинг целевых трансфертов на строительство жилья, инженерной коммунальной инфраструктуры и дорог в регионах, экономия затрат и снижение аварийности сетей, а также доступ к актуальной информации о состоянии инфраструктуры.

В 30-летний юбилей Независимости страны Республиканский центр государственного градостроительного планирования и кадастра (Госградкадастр) выражает огромную благодарность всему коллективу организации за многолетний кропотливый и упорный труд. Мы также хотим поздравить всех казахстанцев и пожелать республике процветания, обеспеченного сбалансированным и эффективным развитием всех регионов и агломераций.

Турлыбек Мусабаев, Генеральный директор РГП «Госградкадастр»

Источник: «Казахстанская правда»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *